понедельник, 5 января 2015 г.

Украденная история. И что здесь от жмуди?

Ровно полвека назад, посетив Вильню и пройдя по его древним улицам, Владимир Короткевич воскликнул: «Во дзе была талеранцыя: зусiм побач мiрна сужылi каталiцкая, праваслаўная i унiяцкая святынi». И хотя сегодня католических храмов в городе значительно больше, чем православных (а униатский всего один), в начале истории столицы Литвы не нынешней жемайтии, но Литвы, к которой жмудь имеет отношение только то, что жило холопами на ее территории, все было по–другому. 






Пречистенский собор на фоне Замковой горы В конце XV века в городе было 14 церквей и лишь 7 костелов. В начале XVI столетия великий князь Жигимонт Старый выдал «привилей» гетману Константину Острожскому на финансирование перестройки из кирпича нескольких старинных храмов. Сооружали их в стиле готики. В 1511 году был обновлен и кафедральный собор Успения Пречистой Богородицы. Накануне православного Рождества обратимся к истории этой церкви. Ее нынешний адрес: ул. Майронё, 14. Здание сооружено у реки Вильни, которая дала название столице Литвы. 



Пречистенский собор. 1873 год. Собор при Витовте имел статус митрополитального — при главе Литовской православной митрополии, включавшей и земли нынешней Беларуси. В 1495 году здесь сочетались браком великий князь литовский Александр и Елена, дочь великого князя московского Ивана III. Обручились они, по–видимому, еще в деревянном храме, не дошедшем до наших дней. Флавиан Добрянский, автор популярной в начале ХХ века книги «Старая и новая Вильна», так описывал дальнейшую историю: «В 1506 году упал внезапно главный купол собора и повредил его стены». Восстановил здание Острожский. По гравюрам конца XVI — начала XVII века мы знаем, как выглядела потом церковь: высокая с остроконечным треугольным фронтоном и двускатной крышей — типичное творение эпохи готики, в то время сменившейся в Западной Европе ренессансом и барокко, а у нас еще сохранявшей свое влияние. 
С 1609 года церковь перешла из подчинения православным к униатам. Как пишет Добрянский, «в 1748 году страшный пожар, опустошивший Вильну, сильно опалил Кафедральный собор внутри и снаружи. 



В 1785 году униатский митрополит Юноша–Смогоржевский возобновил еще раз опустевший храм, но в ином уже виде, без купола и башен, с крышею в два ската и стрельчатым фронтоном. В 1806 году храм Пречистой, когда–то краса и гордость Вильны, служивший княжескою усыпальницею, в котором рукополагались митрополиты и в стенах которого бывали патриаршие служения, продан был униатским епископом Булгаком за 3.000 рублей военному ведомству, устроившему в нем склад хлеба. 



                              Фрагмент уцелевшей готической башни храма. 


В 1808 году, по ходатайству попечителя Виленского Учебного Округа известного польского князя Адама Чарторыйского, собор Пречистыя с митрополичьим подворьем отдан был бывшему виленскому университету и обращен в анатомический театр и ветеринарную клинику. Принаровляя к сей потребности древнее православное святилище, перегородили его внутренность толстыми стенами вдоль и поперек на шесть частей; высоту разделили на два этажа; из алтаря сделали особое помещение, проломав для входа в него горнее место и заложив наглухо царские, южные и северные двери, и устроили в нем лабораторию для анатомирования мертвых тел и выварки костей; впоследствии образовалась здесь кузница. Угловые башни, фронтонные и северо–восточная сломаны; окна устроены на других местах и другой формы; наличники и прочие украшения обтесаны и изглажены; колокольня, стоявшая на левой стороне храма — срыта, и признаков святыни не осталось, за исключением лишь тройной выпуклости алтаря юго–восточной стороны и башни на юго–восточном углу здания».





 Фрагмент главного фасада собора с упоминанием его основателя великого князя Ольгерда. 


Лишь по инициативе виленского генерал–губернатора Михаила Муравьева и литовского митрополита Иосифа Семашко по всей Российской империи начался сбор средств на восстановление храма. В 1865 — 1868 годах, как свидетельствует Добрянский, «собор восстановлен по проекту проф. Петербургской Академии удожеств А.Н.Резанова (к слову, в 1881 году назначенного главным архитектором по сооружению храма Христа Спасителя в Москве. — В.К.), исполненному губернским архитектором Н.М.Чагиным. При восстановлении сохранены главные стены и своды прежнего храма. Вновь воздвигнуты для крепости стены наружные, боковые контрфорсы, железный купол и три угловые башни, а четвертая, юго–восточная, только надстроена». В 1867 году храм посетил российский царь Александр II, оставивший здесь дар — икону Пресвятой Богородицы Почаевской. На иконостасе, освященном в 1868 году, среди святых изображена Евфросиния Полоцкая — кистью виленского художника Ивана Трутнева. А в 1991 году реставраторы обнаружили и раскрыли часть первоначальных фасадов начала XVI века. По стилю они стоят в одном ряду с церквами на территории Беларуси: в Сынковичах Зельвенского района и Мурованке Щучинского. Святое для православных белорусов и литовцев, всех ценителей прекрасного место — старинный собор на берегу реки Вильни — есть повод посетить 7 января, в Рождество Христово. Прикоснитесь к его полутысячелетним стенам. Недалеко отсюда — воспетый Максимом Богдановичем костел Святой Анны (ул. Майронё, 8). Представьте, как смотрелись бы на одной улице два готических храма — католический и православный. Но одному судьба пророчила стать любимцем поэтов и туристов, а другому — множество испытаний, которые, к счастью, пройдены, хотя и не без потерь. Хор Пречистенского собора. Во втором ряду крайний справа Рыгор Ширма. 





КСТАТИ В 1920 — 1930–е годы регентом (дирижером) хора виленского Пречистенского собора работал Рыгор Ширма. Он жил в 1928 — 1939 годах по соседству — в доме по нынешнему адресу: ул. Майронё, 13. Теперь об этом напоминает мемориальная доска, установленная в 1994 году. Вера Снитко (жена ученого и политического деятеля Бронислава Тарашкевича) бывала в конце 1920–х в гостях у Ширмы. 
Читать статью полностью на портале «СБ»: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий