Уже никто не помнит, когда точно стали отмечать Брязгун. Из уст в уста рассказывают, что как-то в Норках услышали шум бурлящей воды и примерно в 4 км от деревни в лесу нашли источник, который назвали Брязгуном. Было это в канун для святых Петра и Павла. Потом здесь появилась икона этих святых, которая защищала деревню от бед. Так на протяжении многих лет и почитают источник и икону.
|
В этом доме в деревне Норки уже несколько лет в "красном углу" стоит "Оброк Норков" - икона святым Петру и Павлу, которая охраняет деревню от несчастий и бед. Здесь же проходят обряды накануне Брязгуна.
|
|
Любовь Ильинична Чепелина накануне праздника украшает свой дом и ждет гостей. На кровати покрывала и наволочки, которые достались ей от ее мамы в приданое и те, что вышивала сама. Подузорник, который закрывает ножки кровати, тоже делали сами - "тамборкой" - так здесь называют крючок. По всей хате Любови Ильиничны вышивка гладью и крестиком.
|
|
В пятницу вечером перед Петровым днем женщины традиционно готовят свечу. Они разминают руками воск и долепливают его к прошлогодней свече, поэтому на свече можно увидеть воск разных годов. Нина Акимовна Господарева показывает украшенную "платьем" свечу. Здесь же, перед иконой, верующие оставляют подношения святым в виде денег - кто сколько может.
|
|
На Петра и Павла, в субботу, 12 июля, в доме проводят поминальный обед. На столе обязательно должны быть канун (сладкая вода с хлебом), горячий борщ и каша. В конце застолья ставят чашку с водой. Любовь Ильинична шутит, что не наливает "чарку" Петру и Павлу - "чтобы не баловать".
|
|
Пришедшие к иконе крестятся и целуют ноги обоим апостолам.
|
|
В воскресенье утром "Оброк Норков" по традиции покидает дом, в котором икона провела последний год. Хозяйка дома, Любовь Ильинична, в память о своих предках застелила пол самоткаными подстилками и половиками, которые ткали еще ее мать и свекровь. "Чтобы было по-старинному", - говорит женщина со слезами на глазах.
|
|
Любовь Ильинична Чепелина (слева) и Нина Акимовна Господарева (справа) выносят из дома икону святым Петру и Павлу. Когда деревня была больше, то икона ходила из дома в дом.
|
|
Уже на улице перед иконой крестятся, три раза целуют апостолов в ноги и проходят под иконой. Все это проделывают трижды. Считается, что этот обряд принесет здоровье и благополучие. Старые жители Норков вспоминают, что раньше под иконой проползали.
|
|
Пройти под иконой стараются все жители Норков. Уже на кринице вырастет большая очередь из желающих совершить этот старый обряд.
|
|
Пока "Оброк Норков" несут по деревне, сменяется несколько пар несущих икону людей. Раньше икону на руках несли 4 километра по лесу до криницы Брязгун. Сейчас - только до конца деревни.
|
|
Сейчас путь от деревни до криницы икона совершает на автомобиле. Дорога идет через густой лес.
|
|
Поляна возле криницы Брязгун окружена густым лесом, но, как помнят старожилы, место это никогда не зарастало. После войны здесь собирались люди со всей округи: поклониться иконе и кринице и повидаться с родней. Здесь же, по воспоминаниям местных, продавали ягоды, малосольные огурцы, позже - семечки и раков. Сегодня зрителей развлекают коллективы народного творчества и выездная торговля.
|
|
В этом году криницу Брязгун обновили и построили рядом купель.
|
|
На время службы икона занимает почетное место. Потом она вернется в дом Любови Ильиничны. Уже не раз батюшки хотели забрать икону то в Чериков, то в Могилев. Но пока живы Любовь Ильинична и Нина Акимовна, икона останется в Норках.
|
|
Ритуально-обрядовый комплекс Брязгун - историко-культурное наследие Республики Беларусь.
|
|
После освящения криницы Брязгун верующие могут искупаться в купели и набрать холодной криничной воды.
|
|
По традиции прихожане крестятся, трижды умываются и пьют воду.
|
Читать полностью: http://news.tut.by/culture/406854.html?sub=1
Комментариев нет:
Отправить комментарий